Сообщения
Внешняя торговля России автомобильными шинами в условиях кризиса 22.07.10

Российская шинная промышленность достаточно сильно пострадала от экономического кризиса. По данным Росстата, выпуск шин для легковых автомобилей сократился с 26,2 млн шт. в 2008 г. до 19,8 млн шт. в 2009 г., шин для грузовых автомобилей – с 10,1 до 7,1 млн шт. Такое падение обусловлено, в первую очередь, резким сокращением производства и продаж автомобилей в рассматриваемый период, а следовательно, сокращением шинного рынка России.

Наряду с производством, сокращение испытал и импорт шин. По данным внешнеторговой статистики, ввоз шин для легковых автомобилей сократился с 18,5 до 11,4 млн шт., хотя их доля в потреблении осталась стабильной на уровне 47%. Меньшее сокращение испытал импорт шин для грузовых автомобилей: с 3 до 2,2 млн шт., а их доля в потреблении немного выросла, с 27% до 30%. Эти данные указывают на то, что даже девальвация рубля, приведшая к удорожанию импортной продукции, и смещение интересов потребителей в сторону шин среднего и нижнего ценовых сегментов в условиях кризиса, не привели к расширению процессов импортозамещения в шинной индустрии России. Среди основных факторов, которые их тормозят, можно назвать всё ещё невысокое качество отечественных шин, слабое внимание к маркетингу и активное развитие сборочных производств иностранных автопроизводителей, которые ориентированы на импортные шины.

В географической структуре импорта шин в Россию в рассматриваемый период произошли существенные изменения, связанные в том числе и со смещением интересов потребителей в сторону более дешёвого товара. В импорте легковых шин доля Германии сократилась с 16 до 9%, Украины – с 7 до 3%, Польши – с 5 до 1%, Финляндии – с 4,5 до 0,5%, Франции – с 3,5 до 1,5%, при этом вес Республики Кореи вырос с 11 до 13%, Белоруссии – с 7 до 13%, Филиппин – с 4 до 10%. Доля Японии выросла с 23 до 31% – принимая во внимание факт более высоких цен её продукции по сравнению со средней импортной, можно утверждать, что японские поставщики выиграли за счёт очень хорошего соотношения цены и качества. В структуре импорта шин для грузовых автомобилей резкого увеличилась доля Белоруссии (с 19 до 32%) благодаря предложению более конкурентоспособного по цене товара.

Кризис не оказал сильного негативного влияния на экспорт автомобильных шин из России. Поставки легковых шин выросли с 5,4 до 6,7 млн шт., а грузовых – сократились с 2,1 до 1,8 млн. При этом в обоих случаях увеличилась доля экспорта в производстве: с 21 до 33% по легковым шинам и с 21 до 26% по грузовым.

Основной тенденцией в экспорте шин для легковых автомобилей в рассматриваемый период было увеличение веса европейских стран при уменьшении значения поставок в СНГ. Так, доля Финляндии выросла с 10 до 16%, Польши – с 9 до 12%, Чехии – с 1 до 9%, тогда как вес Украины снизился с 32 до 18%, Казахстана – с 21 до 15%. Географическая структура экспорта шин для грузовых автомобилей оставалась достаточно стабильной. Основным направлением по-прежнему остаются страны СНГ: Казахстан 31%, Украина 26%, Узбекистан 9%.