Сообщения
Мировая торговля судами в 2011 году 15.02.13

Согласно проведённому консалтинговой компанией «Влант» исследованию на базе внешнеторговой статистики UN COMTRADE и Intracen, мировая торговля судами и другими плавсредствами (лодками, плавучими платформами, кранами и т.п.) в 2011 г. составила приблизительно 195 млрд долл. Кроме того, примерно до 10 млрд долл. в год может составлять неучитываемая перепродажа судов (между странами-держателями флота) и поставки военных судов отдельными странами. Величина торговли в отчётном году значительно превзошла докризисный уровень (150 млрд долл.), при этом рынок судов был одним из немногих, избежавших снижения в 2009 г.

Крупнейшим экспортёром судов остаётся Республика Корея, в 2011 г. её поставки составили 54 млрд долл. Второе место с 2009 г. занимает Китай, в 2010–11 гг. значительно приблизившийся к Корее, а в 2012 г., по предварительным данным, превзошедший её. Его экспорт в 2011 г. составил 44 млрд долл. Третье место занимает Япония, на протяжении четырёх десятилетий до 2000 г. бывшая абсолютным мировым лидером. В 2011 г. её экспорт равнялся 26 млрд долл. Доля лидирующей тройки в мировом экспорте составила около 65%, тогда как в 2008 г. она была меньше 55%. Наиболее важными экспортёрами судов среди остальных стран в 2011 г. выступили Индия, Сингапур, Польша, Италия и Германия, с объёмами экспорта от 4 до 7 млрд долл.

Формальная статистика импорта судов отражает лишь небольшую часть торговли, поскольку они в редких случаях пересекают таможенную границу страны-покупателя. Тем более, что основными покупателями выступают страны «удобного флага», предоставляющие льготные условия регистрации торгового флота, который фактически принадлежит другим государствам. В 2011 г. официальный импорт судов 10 ведущими странами составил менее 20% от общего объёма экспорта. Исходя из статистики экспорта, наибольшие поставки судов в 2011 г. совершались в адрес Сингапура, Панамы (по 21 млрд долл.), Либерии (свыше 15 млрд), Гонконга (15 млрд) и Маршалловых Островов (11,5 млрд). Состав первой пятёрки, в целом, типичен для последних лет, лишь Гонконг присутствует в ней только третий год. При этом следует отметить, что впервые в нынешнем столетии Панама уступила, хоть и с небольшим отставанием, первое место. Из остальных стран величиной импорта судов в 2011 г. выделялись Норвегия, Германия, США, Великобритания и Мальта.

Статистика мировой торговли судами в статсборнике «Справочные материалы по географии мирового хозяйства»