Сообщения
География мировых межрегиональных грузопотоков в 2010 году 09.10.13

Уникальные исследования консалтинговой компании «Влант», в т.ч. в рамках проекта «Мировая торговля и международные грузопотоки», позволили получить матрицу межрегиональной торговли в тоннаже в международном масштабе и провести ранжирование и группировку межрегиональных грузопотоков по величине.

В рамках исследования в мире было выделено 15 регионов, в соответствии с транспортно-географическим положением стран, характерными чертами социально-экономического развития, направлениями внешнеэкономических связей. Этими регионами стали: Европа, СНГ, Средиземноморье, Западная Африка, Восточная Африка, Южная Африка, Персидский залив, Южная Азия, Юго-Восточная Азия, Восточная Азия, Австралия, Океания, Северная Америка, Центральная Америка, Южная Америка. За пределами выделенных регионов остались лишь некоторые малозначимые с точки зрения внешней торговли территории, в частности, Гренландия, Бермудские о-ва, о. Рождества и т.п.

Согласно исследованиям «Вланта», наибольший тоннаж экспортных межрегиональных грузопотоков в 2010 г. имели Персидский залив (более 1100 млн т), СНГ (около 1000 млн т), Южная Америка (около 900 млн т) и Австралия (примерно 850 млн т). Следующие позиции занимали Юго-Восточная Азия (более 700 млн т), Северная Америка (примерно 600 млн т), Восточная Азия (около 550 млн т) и Европа (примерно 450 млн т). Из остальных регионов выделяются Средиземноморье (более 350 млн т), Западная Африка (более 300 млн т), Южная Азия (примерно 250 млн т) и Южная Африка (примерно 150 млн т). Восточная Африка, Океания и Центральная Америка имели величину экспортных межрегиональных грузопотоков менее 50 млн т.

В отличие от экспорта, импортные межрегиональные грузопотоки характеризуются высокой концентрацией. Только на два главных региона-получателя — Восточную Азию (свыше 2,8 млрд т) и Европу (около 1,5 млрд т) — в 2010 г. пришлось около 60% межрегиональных грузопотоков. Большой величиной импортных грузопотоков также характеризуются Северная Америка (примерно 750 млн т), Южная Азия (примерно 500 млн т), Юго-Восточная Азия (примерно 450 млн т) и Средиземноморье (примерно 400 млн т). Из остальных регионов выделяются Персидский залив (свыше 200 млн т) и Южная Америка (примерно 200 млн т), а также СНГ и Западная Африка (примерно по 100 млн т). Австралия, Центральная Америка, Восточная Африка и Южная Африка имели величину импортных грузопотоков от 50 до 100 млн т, Океания — менее 50 млн т.

Интересным представляется и анализ географии направления крупнейших грузопотоков в экспорте и импорте по регионам. У Европы крупнейший грузопоток в экспорте направлен в Средиземноморье, в импорте — из СНГ. У СНГ крупнейший грузопоток в экспорте и импорте связан с Европой. У Средиземноморья крупнейший грузопоток в экспорте направлен в Европу, в импорте — из Европы и СНГ. У Западной Африки крупнейший грузопоток в экспорте направлен в Северную Америку, в импорте — из Европы. У Южной Африки крупнейший грузопоток в экспорте направлен в Восточную Азию, в импорте — из Персидского залива. У Восточной Африки крупнейший грузопоток в экспорте направлен в Восточную Азию, в импорте — из Южной Африки и Персидского залива. У Персидского залива крупнейший грузопоток в экспорте и импорте связан с Восточной Азией. У Южной Азии крупнейший грузопоток в экспорте направлен в Восточную Азию, в импорте — из Персидского залива. У Юго-Восточной Азии крупнейший грузопоток в экспорте и импорте связан с Восточной Азией. У Восточной Азии крупнейший грузопоток в экспорте направлен в Юго-Восточную Азию, в импорте — из Австралии. У Австралии крупнейший грузопоток в экспорте направлен в Восточную Азию, в импорте — из Юго-Восточной Азии. У Океании крупнейший грузопоток в экспорте направлен в Восточную Азию, в импорте — из Юго-Восточной Азии. У Северной Америки крупнейший грузопоток в экспорте направлен в Восточную Азию, в импорте — из Южной Америки. У Центральной Америки крупнейший грузопоток в экспорте и импорте связан с Северной Америкой. У Южной Америки крупнейший грузопоток в экспорте направлен в Восточную Азию, в импорте — из Северной Америки.