Сообщения
Развитие межрегиональной торговли и грузопотоков в 2012 году 11.12.13

Согласно итоговым результатам традиционного исследования консалтинговой компании «Влант» в рамках проекта «Мировая торговля и международные грузопотоки», межрегиональная торговля в 2012 г. развивалась опережающими темпами по сравнению с товарной торговлей в целом. По расчётам «Вланта», мировая торговля 30 крупнейшими товарами, на которые приходится более 80% общего итога, в 2012 г. выросла на 2,8%. В то же время 25 крупнейших межрегиональных грузопотоков, на которые приходится примерно 70% межрегиональной торговли, показали рост тоннажа на 4,2%. Превышение темпов роста межрегиональной торговли является типичным для последних лет, за 2007–2012 гг. только однажды, в 2008 г., межрегиональная и внутрирегиональная торговля развивались одинаковыми темпами.

Самым большим межрегиональным грузопотоком в 2012 г. оставался грузопоток Австралия – Восточная Азия величиной примерно 850 млн т, значительно опережающий любой другой. В группу крупнейших также входили ещё 3 грузопотока: Юго-Восточная Азия – Восточная Азия (примерно 600 млн т), Персидский залив – Восточная Азия (около 600 млн т) и СНГ – Европа (примерно 550 млн т). Весьма крупными в 2012 г. были следующие грузопотоки: Южная Америка – Восточная Азия (более 350 млн т), Северная Америка – Восточная Азия (около 300 млн т), СНГ – Восточная Азия (более 200 млн т), Персидский залив – Южная Азия и Южная Америка – ЕС (примерно 200 млн т каждый).

Лучшую динамику в абсолютном выражении в 2012 г. показали грузопотоки Австралия – Восточная Азия, Южная Америка – Восточная Азия, СНГ – Восточная Азия и Юго-Восточная Азия – Восточная Азия. Грузопоток Австралия – Восточная Азия вырос на 95 млн т, в основном благодаря расширению поставок железной руды и угля в Китай. Грузопоток Южная Америка – Восточная Азия вырос на 40 млн т, чему способствовало увеличение поставок железной руды в Китай, а также различной сельхозпродукции (зерна, сои и пр.) во все страны региона. Грузопоток СНГ – Восточная Азия вырос на 25 млн т, в основном за счёт наращивания экспорта топлива (угля, природного газа, нефти и нефтепродуктов) в Китай и другие восточноазиатские государства. Грузопоток Юго-Восточная Азия – Восточная Азия вырос на 25 млн т, прирост был достигнут, в первую очередь, благодаря расширению отгрузок никелевых руд и угля в Китай, хотя по ряду товаропотоков зафиксировано значительное сокращение.

Худшую динамику в абсолютном выражении в 2012 г. показали грузопотоки Южная Азия – Восточная Азия, Гвинейский залив – Северная Америка и Персидский залив – ЕС. Грузопоток Южная Азия – Восточная Азия уменьшился на 40 млн т, главной причиной чего стало резкое сокращение индийского экспорта железной руды. Грузопоток Гвинейский залив – Северная Америка уменьшился на 35 млн т вследствие рекордного падения поставок нефти в США. Грузопоток Персидский залив – ЕС уменьшился на 25 млн т ввиду снижения отгрузок нефти (санкции в отношении Ирана, восстановление закупок в Ливии) и сжиженного природного газа (переориентация экспорта Катара на более привлекательный рынок АТР).

Динамика некоторых международных грузопотоков