Сообщения
Мировая торговля легковыми автомобилями в 2012 году 05.04.14

Согласно проведённому консалтинговой компанией «Влант» исследованию на базе внешнеторговой статистики UN COMTRADE и Intracen, мировая торговля легковыми автомобилями в 2012 г. составила примерно 645 млрд долл. Таким образом, ёмкость мирового рынка достигла нового максимума, немного превзойдя показатель предыдущего года.

В мировом экспорте легковых автомобилей уверенно лидирует Германия, в 2012 г. её поставки равнялись 146 млрд долл. Второе место прочно занимает Япония, в 2012 г. экспортировавшая продукции на 97 млрд долл. — этот показатель, хоть и стал максимальным за последние 4 года, значительно уступает предкризисному уровню (115 млрд долл. в 2008 г.). В результате разрыв между первым и вторым местом в списке ведущих экспортёров остался весьма значительным — 50% против типичных 20–30% в 2000-е гг. На третье место во второй половине 2000-х гг. вышли США (54 млрд долл. в 2012 г.), чему способствовали ослабление курса доллара и уменьшение ёмкости внутреннего рынка. Канада (47 млрд долл.), до 2006 г. долгое время уверенно занимавшая третью позицию, благодаря продолжающемуся восстановлению американского спроса поднялась на 4-е место, оттеснив Республику Корею на привычное для неё 5-е место (42 млрд долл.). Крупными экспортёрами легковых автомобилей также выступают Великобритания (34 млрд долл. в 2012 г.), Мексика (29 млрд), Бельгия (27 млрд), Испания (25 млрд) и Франция (20 млрд). По сравнению с 2008 г. состав первой десятки экспортёров не претерпел изменений, хотя позиции стран в ней стали иными. Наибольшего прогресса добились Мексика и Великобритания, поднявшиеся на 3 и 2 позиции соответственно. В то же время Бельгия и Испания опустились на 2 строчки каждая.

Крупнейшим импортёром легковых автомобилей традиционно выступают США, как правило, в 3–3,5 раза превосходящие страну, занимающую второе место. В 2012 г. их закупки равнялись 149 млрд долл., что стало новым рекордным показателем в истории, превзошедшим результат 2006 г. (137 млрд долл.). На второе место в 2012 г. впервые поднялся Китай, который в 2008 г. только замыкал десятку ведущих покупателей. За указанный период импорт легковых автомобилей в КНР вырос в 3,3 раза (до 45 млрд долл.). На третье место опустилась Германия (40 млрд долл.), с середины 2000-х гг. располагавшаяся на втором месте. В число крупных покупателей легковых автомобилей также входят Великобритания (34 млрд долл. в 2012 г.), Франция (30 млрд), Канада (26 млрд), Бельгия (25 млрд), Россия (23 млрд, с учётом ввоза физическими лицами), Италия (20 млрд), Австралия (17 млрд) и Саудовская Аравия (16 млрд). В составе первой десятки импортёров по сравнению с 2008 г. произошло единственное изменение — вместо Испании в ней теперь находится Австралия. При этом позиции стран поменялись весьма значительно: так, КНР поднялась на 8 строчек, Испания потеряла 6 позиций, а Италия — 4. Особо следует отметить Россию — одну из немногих стран с растущим автомобильным рынком, у которых импорт в 2012 г. значительно уступал показателю 2008 г. (более чем на 30%), что стало следствием развития промышленной сборки автомобилей иностранных марок.

Статистика мировой торговли легковыми автомобилями в статсборнике «Справочные материалы по географии мирового хозяйства»