Сообщения
Положение ведущих стран в мировой торговле машинно-технической продукцией в 2012 г. 29.07.14

Мировая торговля машинно-технической продукцией, согласно исследованию А. В. Хохлова, в 2012 г. составила приблизительно 6,7 трлн долл. или более 35% международной товарной торговли. Весь рынок машинно-технической продукции можно разделить на три макросегмента: электроника, оборудование, транспортные средства. В макросегменте электроники выделяются сегменты электронных компонентов, офисной техники и телекоммуникационного оборудования. Макросегмент транспортных средств образуют сегменты автотехники, авиатехники, судов и плавсредств, железнодорожной техники, группа прочих транспортных средств. В макросегмент оборудования входят энергосиловое и электрораспределительное оборудование, оборудование для отдельных отраслей хозяйства и универсальное, приборы и инструменты, бытовая техника и т.д. Доли макросегментов в структуре торговли на современном этапе выглядят так: электроника — около 30%, оборудование — 45%, транспортные средства — свыше 25%.

За последние 20 лет в мире трижды менялся лидер по экспорту машинно-технической продукции. Во второй половине 1990-х гг. Японию опередили США, в середине 2000-х гг. США уступили Германии, а в 2009 г. на первое место вышла КНР, которая теперь значительно опережает конкурентов. Доля Китая в мировом экспорте в 2012 г. составила 15,5%. В структуре китайского экспорта на электронику приходится более 50%, на оборудование — около 40%, на транспортные средства — 10%, главными статьями являются компьютеры и телефоны, важными — интегральные схемы, жидкокристаллические устройства, суда, компьютерные комплектующие, мониторы и телевизоры, полупроводники, принтеры, автокомплектующие. В структуре экспорта Германии (11% мирового) более половины приходится на оборудование, около 40% — на транспортные средства и около 10% — на электронику. В германских поставках главенствующее положение занимают легковые автомобили, из других статей выделяются автокомплектующие, авиатехника, двигатели внутреннего сгорания, медицинская техника, трансмиссионное оборудование. Экспорт США (10,5% мирового) наиболее сбалансирован среди ведущих поставщиков, в его структуре 50% приходится на оборудование, 30% — на транспортные средства, и 20% — на электронику. В американских поставках наиболее заметны авиатехника, легковые автомобили, автокомплектующие, интегральные схемы, телефоны, компьютеры, медицинская техника, дорожно-строительное и горно-шахтное оборудование, грузовые автомобили, компьютерные комплектующие. Четвёртое место по экспорту машинно-технической продукции занимает Япония (свыше 7,5% мирового), в её структуре на оборудование приходится около 50%, на транспортные средства — свыше 35%, на электронику — свыше 15%. Главной статьёй японского экспорта являются легковые автомобили, важными — автокомплектующие, интегральные схемы, суда, оборудование для полупроводниковой индустрии, дорожно-строительное и горно-шахтное оборудование, части для принтеров, грузовые автомобили.

В число наиболее крупных экспортёров машинно-технической продукции также входят Республика Корея (5%), Гонконг (4,5%, главным образом реэкспорт из Китая и в Китай), Франция (3,5%), Мексика (свыше 3%), Нидерланды, Сингапур (по 3%, с существенным весом реэкспортных операций), Великобритания (свыше 2,5%) и Тайвань (2,5%). Всего же 10 ведущих стран обеспечивают 2/3 мирового экспорта машинно-технической продукции, а доля 15 первых стран превышает 3/4.

Крупнейшим покупателем машинно-технической продукции традиционно выступают США, их доля в мировом импорте в 2012 г. равнялась 14,5%. В структуре американского импорта 40% приходится на оборудование, свыше 30% — на электронику, около 30% — на транспортные средства. Главные статьи американского импорта — легковые автомобили, компьютеры и телефоны, важные — автокомплектующие, телевизоры и мониторы, авиатехника, интегральные схемы, медицинская техника, реактивные двигатели, принтеры, кабельная продукция, грузовые автомобили, компьютерные комплектующие. Второе место занимает КНР, удельный вес которой в мировом импорте достиг 11,5%. В структуре китайских закупок 45% занимает электроника, более 40% — оборудование и 12% — транспортные средства, крупнейшей статьёй являются интегральные схемы, значительный вес имеют жидкокристаллические устройства, легковые автомобили, части телефонов, части компьютеров, полупроводники, автокомплектующие, компьютерные комплектующие, авиатехника. Третьим по величине импортёром выступает Германия (6,5% мирового). В её структуре импорта половину составляет оборудование, около 30% — транспортные средства и свыше 20% — электроника, основные статьи ввоза — легковые автомобили, автокомплектующие, компьютеры, телефоны, авиатехника, интегральные схемы, принтеры.

К наиболее крупным импортёрам машинно-технической продукции также относятся Гонконг (5%, в основном ввоз для реэкспорта), Франция, Великобритания (по 3,5%), Япония (около 3,5%), Канада, Нидерланды, Мексика, Сингапур, Россия (по 2,5–3%, у Нидерландов и Сингапура существенная часть приходится на ввоз для реэкспорта) и Республика Корея (свыше 2%). Концентрация импорта на уровне стран существенно меньше, чем экспорта, и на 10 ведущих государств приходится только 55% глобального спроса, доля 15 первых стран составляет 2/3.