Сообщения
Мировой рынок продовольствия в начале 2010-х гг. 29.07.14

Продовольствие — одна из наиболее крупных товарных групп международной торговли. Она объединяет значительную часть продукции сельского хозяйства и пищевой промышленности. По фактическому использованию эти товары далеко не полностью употребляются в пищу человеком (например, часть зерновых и масличных идёт на корм скоту), однако все они пригодны для этих целей. В структуре мирового рынка продовольствия можно выделить 8 важнейших сегментов: зерно, плодоовощная продукция, маслосемена и растительные масла, молочная продукция, мясо, рыба и морепродукты, сахар, напитки — и большое количество второстепенных (кофе, чай, специи, какао-продукты, макаронные изделия и т.д.). Во внешнеторговых исследованиях, например в статистике ВТО, в группу продовольствия часто включают также табак и табачные изделия, корма, живых животных и некоторую другую сельскохозяйственную продукцию, однако, на наш взгляд, это некорректно.

Мировая торговля продовольствием, согласно исследованию А. В. Хохлова, в 2012 г. составила примерно 1,25 трлн долл. В структуре международной торговли продовольствие имеет долю 7% по стоимости и 9% по тоннажу. В стоимостной структуре рынка наибольший вес имеют плодоовощная продукция (17%), маслосемена и растительные масла (14%), мясо (12%), зерно, рыба и морепродукты (по 10%), напитки (8%) и молочная продукция (6%). По тоннажу безусловное лидерство принадлежит зерну (35%), второе место делят маслосемена и растительные масла и плодоовощная продукция (по 18%).

Главным экспортёром продовольствия на протяжении многих лет выступают США (10% мирового в 2012 г.). В структуре американского экспорта наибольший вес имеют маслосемена, зерно и мясо, среди остальных товаров выделяются готовая плодоовощная продукция, фрукты, орехи, рыба и морепродукты, спиртные напитки, масла и жиры, молочная продукция, овощи. Достаточно близким весом в мировом экспорте (от 5 до 6%) характеризуются Нидерланды, Бразилия, Германия и Франция. При этом Нидерланды вышли на лидирующую позицию в Европе благодаря активному развитию реэкспортных операций, а Бразилия целенаправленно расширяет производство продовольствия на экспорт, благодаря чему уже стала его крупнейшим нетто-экспортёром. У Нидерландов наибольший вес в экспорте имеют мясо, молочная продукция, овощи и масла и жиры, у Бразилии — маслосемена, мясо, сахар, а также зерно и кофе, у Германии — молочная продукция и мясо, а также мучные продукты, готовая плодоовощная продукция, спиртные напитки и шоколад, у Франции — спиртные напитки, зерно и молочная продукция. Помимо Бразилии, большого прогресса добился Китай, поднявшийся на уверенное шестое место (свыше 4% мирового экспорта). В поставках из КНР преобладают рыба и морепродукты и плодоовощная продукция, вывозимые в основном в переработанном и в меньшей степени в свежем виде.

Крупнейшим покупателем продовольствия в 1990-е гг. была Япония, однако к началу 2000-х гг. её опередили США, которые до сих пор сохраняют лидерство, Япония при этом остаётся главным нетто-импортёром продовольствия в мире. На США в 2012 г. пришлось более 8,5% мирового импорта продовольствия, в структуре их закупок наибольший вес имеют спиртные напитки, рыба и морепродукты, фрукты, готовая плодоовощная продукция, кофе, овощи. На второе место в начале 2010-х гг. поднялся Китай (около 7%), который, при определённых условиях, в нынешнем десятилетии может стать мировым лидером по закупкам продовольствия. В структуре китайского импорта преобладают маслосемена, значительный вес также имеют масла и жиры. Германия на современном этапе располагается на третьем месте по импорту продовольствия (6%), Япония — на четвёртом (5,5%). Основными статьями германского импорта являются мясо, молочная продукция, спиртные напитки, готовая плодоовощная продукция, фрукты и маслосемена, японского — рыба и морепродукты, мясо, зерно, а также готовая плодоовощная продукция и маслосемена.