Сообщения
Товарная структура внешней торговли Индии в 2013 году 18.08.14

Экспорт Индии в 2013 г. составил 337 млрд долл., увеличившись по сравнению с предыдущим годом на 47 млрд долл. или 16,2% и достигнув нового исторического максимума.

Товарная структура индийского экспорта с середины 2000-х гг. характеризуется очень высоким уровнем диверсификации. Первое место в структуре экспорта с 2010 г. занимает топливо, в первую очередь благодаря большому вывозу нефтепродуктов (5-ое место в мире). В 2013 г. доля топлива равнялась 20,7%, что стало историческим максимумом. Следующие три позиции в структуре экспорта Индии занимают группы с довольно близким весом: продукция лёгкой промышленности и сырьё для неё (13,9% в 2013 г.), прочие товары и химические товары (по 13,2%). Доля продукции лёгкой промышленности растёт второй год подряд после непрерывного падения с 1999 г., вес прочих товаров, почти полностью представленных драгоценными металлами и камнями и изделиями из них, оказался минимальным за последние 5 лет, доля химических товаров вернулась к рекордному уровню середины 2000-х гг. Всё больший вес приобретает продовольствие (10,3% в 2013 г.), доля которого растёт четвёртый год подряд и достигла 11-летнего максимума. Существенный вес в индийском экспорте также имеют продукция общего и специального машиностроения (8% в 2013 г.), металлопродукция (7,6%) и транспортные средства (6,5%).

Лидирующие позиции в экспорте Индии с середины 2000-х гг. принадлежат статьям «топливо» и «драгоценные металлы и камни», в 2013 г. их доли равнялись 20,7% и 13,1% соответственно. Другими важными позициями в 2013 г. были «колёсные транспортные средства» (4,1%), «органические соединения» (4%), «механическое оборудование и техника, компьютеры» (3,9%), «фармацевтическая продукция» (3,5%), «зерновые», «хлопок» (по 3,4%), «электрическое оборудование, теле- и радиоаппаратура» (3,3%), «чёрные металлы» (3%), «одежда швейная» (2,6%), «изделия из чёрных металлов» (2,2%), «одежда трикотажная» (2,1%).

Импорт Индии в 2013 г. составил 466 млрд долл., снизившись по сравнению с максимальным показателем предыдущего года на 22,9 млрд долл. или 4,7%. Его величина была немногим больше, чем в 2011 г.

В товарной структуре индийского импорта на протяжении многих лет главную роль играет топливо. В 2013 г. его удельный вес составил 39,5%, что стало наивысшим показателем после 1981 г. На второе место в 2013 г. поднялась продукция общего и специального машиностроения, хотя её доля (14,8%) оказалась минимальной в текущем столетии. Прочие товары, представленные главным образом драгоценными металлами и камнями, в 2013 г. заняли третью позицию (14,5%), хотя в предыдущие три года были на второй. Значительный вес традиционно имеют химические товары (10,8% в 2013 г.), доля которых в последние годы сравнительно стабильна. Среди остальных товарных групп выделяется металлопродукция (5,1% в 2013 г.), а также продовольствие (3,6%) и транспортные средства (3,1%).

Более половины импорта Индии в последние годы формируют две крупнейшие статьи: «топливо» (39,5% в 2013 г.) и «драгоценные металлы и камни» (14,5%), причём топливо первенствует уже более двух десятилетий (исключением был 1998 г.). Другими важными позициями в 2013 г. были «механическое оборудование и техника, компьютеры» (6,9%), «электрическое оборудование, теле- и радиоаппаратура» (6,4%), «органические соединения» (3,6%), «неклассифицированные товары» (2,4%), «чёрные металлы» (2,2%), «пластмассы», «масла и жиры» (по 2,1%), "руды (1,8%).