Сообщения
Внешняя торговля Японии нефтью и нефтепродуктами в 2009 году 12.03.10

По данным японской внешнеторговой статистики, в 2009 г. Японией было импортировано 177,3 млн т нефти, что на 12,4% меньше по сравнению с 2008 г. Столь резкое, нехарактерное для этой страны падение импорта обусловлено главным образом сокращением внутреннего промышленного производства, которое во многом является экспортоориентированным, под воздействием мирового экономического кризиса.

Географическая структура японского импорта нефти в 2009 г. не претерпела сильных изменений. Страны Персидского залива продолжают оставаться доминирующим поставщиком рассматриваемого сырья на японский рынок, при этом их удельный вес увеличился с 87,8% до 91%, хотя объём поставок уменьшился со 177,7 до 161,4 млн т. Ведущим партнёром Японии по импорту нефти выступает Саудовская Аравия, которая в 2009 г. обеспечила 32,3% ввоза (в 2008 г. – 29,5%). На втором месте располагаются ОАЭ, чья доля в 2009 г. уменьшилась на 2,8 процентных пункта и составила 21,4%. К числу основных партнёров также относятся такие страны как Катар (11,7% в 2009 г., 10,6% в 2008 г.), Иран (11,3% и 11,8%) и Кувейт (8,9% и 8,1%). Среди остальных крупных поставщиков нефти на японский рынок отмечаются Россия (3,1% в 2009 г., 2,3% в 2008 г.), Оман (2,9% и 2,3%), Ирак (1,9% и 1%), Индонезия (1,8% и 3,1%), Судан (1,3% и 2,5%), а также Австралия, Йемен, Малайзия и Иран.

По результатам 2009 г. Япония продолжает оставаться нетто-импортёром нефтепродуктов. По данным японской внешнеторговой статистики, в 2009 г. импорт нефтепродуктов в страну уменьшился по сравнению с 2008 г. на 10,2% и составил 24,4 млн т. Ведущим поставщиком данной продукции выступает Республика Корея, доля которой в 2009 г. составила 15,5% против 14,6% в 2008 г. Второе место в географической структуре японского импорта нефтепродуктов приходится на Россию с удельным весом 12,8%, который уменьшился на 0,7 процентных пункта по сравнению с 2008 г. Среди ведущих партнёров Японии также выделяются Кувейт (10,8% в 2009 г. против 9,9% в 2008 г.), ОАЭ (9,8% против 7,6%), Саудовская Аравия (9,5% против 6,6%), Индонезия (8,6% против 12%), Индия (6,6% против 4,7%), Катар (4,8% против 4,7%), Сингапур (4,2% против 5,2%), а также КНР, Малайзия, Таиланд и Нидерланды.

В 2009 г. японский экспорт нефтепродуктов по сравнению с 2008 г. уменьшился почти на 3% и составил 18,4 млн т. Для Японии ключевым рынком сбыта продуктов нефтепереработки остаётся азиатско-тихоокеанский регион, доля которого в 2009 г. выросла на 4 процентных пункта и составила 86,7%. На первое место по импорту нефтепродуктов из Японии в 2009 г., потеснив КНР, вышел Сингапур, удельный вес которого составил 36,5% против 24,8% в 2008 г. Доля КНР уменьшилась на 6,3 процентных пункта и составила 19%. К числу основных импортёров японских нефтепродуктов также относятся Австралия (11,2% в 2009 г., 11,7% в 2008 г.) и Республика Корея (8,7% и 4,9%). Среди остальных значимых партнёров Японии по импорту продуктов нефтепереработки выделяются Гонконг, Чили, США, Филиппины, Новая Зеландия и Малайзия.