Сообщения
Мировая торговля судами в 2008 году 18.03.10

Согласно проведённому консалтинговой компанией «Влант» исследованию, мировая торговля гражданскими судами (включая плавучие платформы и другие плавсредства) за 2006–2008 гг. увеличилась в 2 раза, достигнув 148 млрд долл.

Крупнейшим в мире экспортёром судов в 2000-е гг. стала Республика Корея, опередившая лидировавшую на протяжении почти четырёх предыдущих десятилетий Японию. При этом в 2002 г. Республика Корея опережала Японию на 16%, в 2005 г. – на 46%, а в 2008 г. – более чем в 2 раза. Доля Республики Кореи в мировом экспорте судов в 2008 г. достигла почти 27,5% против 23% в 2005 г. и 20% в 2000 г.

Доля Японии в мировом экспорте судов снизилась с 25% в 2000 г. до 16% в 2005 г. и 13,5% в 2008 г. По стоимости экспортированных судов в 2008 г. с Японией почти сравнялась КНР (разрыв составил чуть больше 1%), а в 2009 г., по предварительным данным, КНР заметно опередила Японию. За последние несколько лет КНР совершила впечатляющий рывок в судостроении, вследствие которого экспорт судов за 6 лет вырос более чем в 10 раз, а доля в мировом экспорте увеличилась с 4 до 13%. Остальные страны-экспортёры судов по объёму поставок многократно уступают тройке лидеров. В 2008 г. среди них выделялись Германия, Италия (по 4,3% глобального экспорта), Польша (2,6%), Франция (2,4%), США (2,2%), Великобритания, Индия, Нидерланды, Норвегия, Турция и Финляндия (по 1,5–1,8%). Главными импортёрами судов выступают страны «удобного флага», а также некоторые ведущие промышленно развитые государства. В 2000-е гг. в первой десятке стран-импортёров судов обычно находятся 6–7 стран «удобного флага», США, Германия и Великобритания.

Лидирует в импорте судов Панама, стабильно в 1,5–2 раза опережающая страну, занимающую второе место. Доля Панамы в мировом импорте судов в последние годы находится в пределах 12-13%. За несколько лет многократно увеличил импорт судов Сингапур, в 2007–2008 гг. располагавшийся на втором месте с большим отрывом от других стран; в 2008 г. его доля в мировом импорте составила почти 9%. На третье место в 2008 г. поднялись Маршалловы Острова (5,5% мирового импорта), совсем немного опередившие Германию. Либерия, ещё несколько лет назад вторая страна по импорту судов, в 2008 г. заняла только 5-е место (5,2% глобального импорта).

Импорт судов США в 2008 г. составил 4% мирового, Норвегии – 3,9%, Гонконга – 3,6%, Великобритании – 3,4%, Индии – 3,2%, Багамских Островов – 3,1%. Из остальных стран величиной импорта судов стабильно выделяются Бермудские острова, Греция, Италия, Кипр, Мальта и Польша.