Сообщения
Товарная структура внешней торговли КНР в 2009 году 21.04.10

Товарная структура китайского экспорта отличается преобладанием продукции машиностроения, высоким удельным весом продукции лёгкой промышленности и существенно меньшим – химикатов, металлов, разных промизделий и транспортных средств.

В 2009 г. продолжился рост значения в китайском экспорте продукции общего и специального машиностроения, происходивший непрерывно в 1995–2007 гг. Доля этой группы по сравнению с 2008 г. выросла на 2,2 процентных пункта и достигла нового максимума в 48,1%.

Впервые за последние 12 лет было отмечено повышение доли продукции лёгкой промышленности (включая сырьё для неё) – второй по значимости группы экспорта КНР. В 2009 г. её доля выросла на 1,2 процентных пункта, составив 17,3%.

Третье место в структуре экспорта КНР впервые с начала 2000-х гг. заняла химическая продукция, доля которой незначительно снизилась по сравнению с 2008 г. и составила 7,5%. Резко сократилась доля металлопродукции: с 10,7% в 2008 г. до 7% в 2009 г., минимального с 2003 г. показателя. Это стало следствием, прежде всего, увеличившегося дефицита чёрных и, особенно, цветных металлов на внутреннем рынке, а также значительного падения мировых цен на них.

Следующей по значимости товарной группой китайского экспорта являются «разные промизделия», включающие в себя мебель, игрушки, спортинвентарь, канцелярские принадлежности и т.п. В последние годы её вес сравнительно стабилен и находится в пределах 6–7% (в 2009 г. 6,7%). Всё более важное место в китайском экспорте занимают транспортные средства. Их доля за последние 5 лет увеличилась в 1,5 раза, достигнув в 2009 г. 5%, прежде всего за счёт бурного роста экспорта продукции судостроения.

Доля остальных товарных групп в экспорте КНР в 2009 г. в сумме составила 8,3%, наиболее значительной из них является продовольствие.

В импорте КНР наибольшее значение имеет продукция общего и специального машиностроения. В 2009 г. её доля несколько увеличилась, составив 43,4%, что существенно меньше показателей середины 2000-х гг. (47–49%).

Второй по значимости импортной товарной группой с середины 1990-х гг. является химическая продукция (только в 2008 г. из-за очень высоких цен на энергоносители она была третьей). В 2009 г. её доля выросла до 12,8% (уровень 2006–2007 гг.).

Третье место в структуре импорта КНР занимает топливо. В 2009 г. его доля составила 12,3%, существенно превысив показатели предыдущих лет (за исключением 2008 г.), что стало следствием значительного увеличения физических объёмов импорта.

Заметно увеличился вес металлопродукции в импорте КНР: в 2009 г. он составил 9,2% (максимум за 6 лет) против 7,7% (многолетний минимум) годом ранее. Резкий рост импорта металлопродукции в физическом выражении с лихвой перекрыл падение мировых цен.

В 2000-е гг. быстро увеличивалось значение группы «минеральное сырьё» в китайском импорте. В начале десятилетия на него приходилось лишь около 2% импорта, а в 2009 г. – уже 7,2%. В наибольшей степени этот рост был обусловлен колоссальным увеличением импорта руд и концентратов металлов, в первую очередь железной руды.

Из остальных товарных групп в импорте КНР выделяются продовольствие и транспортные средства, доля каждой из них в 2009 г. составила 4,3%.